Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НЕДЕТСКИЕ ИГРЫ или АНТИКВАРНЫЕ КУКЛЫ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ

Опубликовано 16.05.2014

Эта статья была написана мной в конце 2013 года для Восточно-Европойского Антикварного Дома. Решила опубликовать ее у себя на сайте.

     Антикварные куклы…

    Мир с особой атмосферой, загадочный и манящий, сплетающийся из трогательных историй, бережно хранимых вместе с фарфоровыми бледнолицыми девочками за стеклами витрин, одетыми в тонкое кружево, хрупкое, как и сами воспоминания давно ушедшего детства.
 
 
 
    Сколько мистических историй, невероятных провенансов, сумасшедших аукционов стоит за этими детскими сокровищами минувших столетий. Но, к сожалению, все это происходит в Америке, Японии, Франции и Германии, а не в России. Здесь антикварные куклы только начинают маленькими шажочками завоевывать сердца коллекционеров. История коллекционирования антикварных кукол у нас насчитывает не более десяти лет. Но на то есть вполне объективные причины. Давайте обратимся к истории.     Россия не блистала кукольным производством в конце 19-начале 20 веков, но, тем не менее, кукольные  фабрики существовали: Гудкова и Федосеева, Журавлева и Кочешкова, фабрика Шраера и Фингергута (на территории современной Польши в городе Калише), фабрика Дунаева. Импорт шел преимущественно из Германии и Франции, но европейских кукол могли позволить себе только самые обеспеченные семьи. И все бы ничего, но в 1920-х годах нарком просвещения Луначарский издал указ о закрытие кукольных фабрик и уничтожении всех складских запасов. Все объяснялось просто: большевикам фарфоровые красавицы представлялись пережитком буржуазного прошлого и неподобающим примером для должного воспитания нового поколения. Фабрики были закрыты, куклы уничтожены, а на смену им пришли правильные игрушки: краснощекие крестьяне, самоотверженные красноармейцы и простые честные рабочие.

 

    Не осталось фабрик, не осталось воспоминаний о куклах, не осталось самих кукол… Единственный Музей игрушки, не смотря на его огромную популярность, был переведен из Москвы в Загорск решением разгрузочной комиссии, работавшей в Москве в начале тридцатых годов. Постоянную прописку в Загорске музей получил лишь спустя пять десятилетий, а до того времени скитался по разным углам, теряя ценные экспонаты.

    А во всем мире тем временем коллекционирование антикварных кукол процветало и набирало обороты. В первую очередь, стоит сказать о США. Это страна, сохранившая самое большое количество антикварных кукол.

 

 

    Здесь этот вид коллекционирования занимает второе место по популярности после коллекционирования марок. Есть специализированные магазины, аукционы, объединения. Почему так? Ведь в Америке, по сути, не было своих производителей фарфоровых кукол в период конца 19 – начала 20 веков. Исключение составляет только компания Джеймса Тафта, открывшая собственное производство кукол в период Первой Мировой войны из-за невозможности поставок из Германии.

 

 

        И тут все очень просто. Если Европу трясло от войн и революций, то в Америке 20 век обошлось без особых катаклизмов. Именно поэтому куклы покупались, бережно хранились и передавались из поколения в поколение. Самый богатый рынок антикварных кукол, конечно, в США. Волна коллекционирования антикварных кукол докатилась до России лет десять назад. Те, кто имел возможность выезжать заграницу и совершать недешевые покупки, привозили кукол, выбирая их чисто по-русски: за красоту и душевность, а не за редкость и ценность. Книг об антикварных куклах на русском языке нет и по сей день, поэтому самостоятельная атрибуция была невозможна. Только сейчас появились коллекционеры и специалисты, изучающие материалы иностранных изданий, реставраторы, придерживающиеся аутентичных материалов и методов ремонта. Но их единицы: несколько человек в Москве и в Санкт-Петербурге. Тем не менее, нашей стране оказалось достаточно и этой капли в море! Антикварные куклы стали входить в нашу жизнь стремительно, ярко, обретая все больше почитателей. Начал формироваться рынок. Сначала стихийный и непрофессиональный: чем грязнее и потрепаннее была кукла, тем дороже ее оценивали. Четыре года назад на московской выставке кукол возле стенда одного коллекционера народ недоуменно шептался: «Этим куклам не может быть ста лет, они слишком чистые»… Теперь хотя бы у людей пришло понимание того, что фарфор прекрасно моется, антикварные наряды стираются, деревянно-композитные туловища чистятся специальными составами, и антикварной кукле вовсе не обязательно быть похожей на трубочиста, чтобы подтвердить свой почтенный возраст. Сегодня о рынке антикварных кукол в России уже вполне можно говорить как о самостоятельном и активно развивающемся, хоть и очень юном. Кукол продолжают покупать на Западе, но уже есть профессиональные дилеры здесь, предлагающие кукол разных ценовых категорий в достойной сохранности.

 

 

        Наше коллекционирование совершенно не похоже на американское. Здесь, видимо, играет роль российская ментальность. Только в нашей стране коллекционеры покупают кукол из жалости: битых, несчастных, раздетых. Сколько раз доводилось слышать: «Ну, кто же ей, бедняжке, поможет, кроме меня»?! Наши коллекционеры часто возрождают кукол практически из руин и, надо сказать, мастерски с этим справляются. Азы реставрации, самостоятельно освоенные за три года несколькими фанатичными коллекционерами в России и распространенные в сети, дают плоды куда более качественные, чем существовавшая десятилетиями западная школа. Скорее всего, это потому, что у русского человека ручной труд заложен на генном уровне. Невозможно представить себе Россию без рукоделия, фантазии и творчества. А какие наряды создают российские мастерицы?! Точные копии антикварных платьев, выполненные из аутентичных материалов. Кстати сказать, некоторые работы уже получили высокую оценку мирового антикварного сообщества.

 

 


        И, пожалуй, что ни в одной стране мира так не одушевляют антикварную куклу, как в России. Вкладывая любовь и заботу, коллекционеры не перестают удивляться необыкновенной позитивной энергетике антикварных кукол. Если на Западе коллекционер покупает дорогой предмет антиквариата, ценный и редкий, то у нас покупают маленькую загадочную «девочку», в которой главное – не стоимость, а душа. С точки зрения культурологи и психологии эта тема могла бы стать отправной для огромного научного исследования.  В цепочке интересов, которую на Западе возглавляет экономический, у нас – превалируют культурные. Это и тяга к истории, это и воспитательная функция куклы. В нашей стране есть родители, которые покупают в семью одну антикварную куклу для своего ребенка, чтобы у него перед глазами был образец духовности, благородства, скромности и обаяния, чего, к сожалению, нет в современных игрушках.

 

 

    Ведь не случайно при дворе последнего Российского императора дети воспитывались исключительно в игровой форме. Александра Федоровна обучала девочек рукоделию на примере кукольных нарядов. Причем, шились сложнейшие костюмы, воспроизводившие точные копии одежды разных народностей. Затем игра продолжалась, для кукол в национальных костюмах устраивали тожественные приемы, где дети осваивали этикет, правила сервировки стола и приема делегаций из разных стран. Именно этот душевный подход и стал, наверное, основным «двигателем» в распространении популярности антикварных кукол на отечественном рынке. И хоть у нас нет официальных объединений любителей антикварных кукол, таких, как, к примеру, UFDC (Объединенная Федерация Кукольных Клубов) в Америке, наши коллекционеры тесно общаются между собой в Интернет сообществах, делятся опытом и знаниями. С сентября 2012 года в России начал выходить профильный журнал, который так и называется «Антикварная кукла». В Москве в марте 2013 года состоялась первая специализированная выставка антикварных кукол одного из российских коллекционеров. Антикварные куклы вдохновляют наших собирателей на творчество, начиная от рукоделия и заканчивая прекрасными профессиональными фотосессиями с участием антикварных кукол. И если на Западе это было единичным явлением – Урсула Брехт со своим альбомом фотографий, где редкие французские куклы позируют в цветущем саду, то в России – это массовое увлечение. Куклы снимаются на природе, в интерьерах, отправляются со своими хозяевами в путешествия для интересных фотосюжетов.

 

 

 

 

    Возрождается интерес к истории кукол в России. Проведены серьезные исследования и предпринята попытка восстановления игрушек царской семьи. Новые проекты на эту тему готовятся в рамках празднования 400-летия Дома Романовых. Жизнь кипит. Не удивительно, ведь, как известно, русские долго запрягают, но быстро едут. То же самое можно сказать и про развитие рынка антикварных кукол. Если пять лет назад на российских сайтах люди покупали самых простеньких немецких кукол на кожаных туловищах (более дорогими считаются куклы на артикулированных деревянно-композитных телах) фабрик Армана Марселя и Эрнста Хойбаха, цена которых не превышала пятисот долларов, то сейчас ситуация в корне изменилась. Спросом пользуются как куклы среднего ценового сегмента немецких фабрик Кестнера, Хандверка, Зимона и Хальбига, так и редкие дорогие француженки фабрик Готье, Жюмо, Этьен Денамур. Цены на дорогих кукол могут быть порядка десяти тысяч долларов. Но и редкие красавицы сегодня востребованы! Рынок перешагнул черту опасений и незнания, и вошел в полноценную стадию настоящего коллекционирования. В последние три года ни одна крупная кукольная выставка в России не проходит без участия коллекционеров антиквариата. Обязательно присутствует хотя бы один такой стенд. И, надо сказать, публика уже не шепчется и не пытается уличить коллекционеров в мошенничестве при виде умытых и счастливых фарфоровых кукольных личиков. А это уже немало для страны, в которой кукольная история прервалась практически сто лет назад.

 

 

 

Дарья Киселева

ноябрь 2013

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна!